ЭЦП: закончилось действие подписи, что делать если не успели продлить?
Цифровая электронная подпись – обязательный атрибут организации электронного документооборота бизнеса разного направления. Она упрощает работу, обеспечивает прозрачность и надежность обмена данными, гарантирует законность деятельности. У любой цифроподписи есть сертификат ключа проверки. В нем отражаются данные о владельце, периоде актуальности данного атрибута. И если своевременно не пролонгировать сертификат, то завизировать документ не сможете.
Электронная подпись начинает действовать с момента ее выпуска. Однако в некоторых случаях эту дату могут указывать в реестре выданных сертификатов в персональном порядке.
Окончание периода предусмотрено, если прошел предустановленный «отрезок времени» действия. Также сертификат заканчивает «работу»:
Сроки меняются и в случае корректировки требований законодательства. Например, с начала сентября 2024 года атрибуты КЭП сотрудников юрлиц не применяются. Для работы такой категории предусмотрен цифросертификат физ лиц и обязательная машиночитаемая доверенность.
Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели получают элподпись общим сроком на 15 месяцев при оформлении ее в удостоверяющем центре налоговой. Если лицу разрешено получать ее только в представительстве Банка России, то срок составляет более 12 лет.
Как видите, сроки и особенности поучения ЭП вариативные. Это усложняет процесс, делает его более рискованным. И чтобы избежать возможных проблем, рекомендуется поручить ведение бухгалтерского учета в Москве специалистам. Так, вы обезопасите себя от репутационных, финансовых потерь, сохраните немало нервных клеток.
- Уварова Оксана Александровна
Генеральный директор «Дельта Консалтинг»
Нюансы получения
Для формирования записи цифровой подписи необходим токен формата USB Тип-А. У него должен быть сертификат ФСБ РФ или ФСТЭК РФ. Приобретение устройства иного типа не позволит выпустить соответствующую «цифровизу».
Получать цифровую подпись в налоговой вправе уполномоченные представители юрлиц, предприниматели, нотариат, руководство иностранных филиалов или отделений. Исключение составляют операторы систем платежей, кредитные организации. Им разрешено обращаться в уполномоченный отдел ЦБ. Органы МСУ, должностные гослица получают и продлевают подпись в Федказначействе.
Действовать на упреждение
Рациональнее всего перевыпускать сертификат заранее. Так вы спокойно сможете пользоваться старым до истечения периода его действия. А потом сразу перейдете на новый. Это гораздо проще, быстрее и беспроблемнее, визирование документов проходит без сбоев, эффективно и стабильно работает бизнес.
Вы еще не обзавелись электронной подписью для бизнеса? Обратитесь к нам, и мы с радостью вам поможем!
Узнать сроки актуальности вашей цифроподписи можно по запросу в удостоверяющий центр. Также это возможно сделать посредством операционной системы и программы криптозащиты, если есть такая поддержка. В некоторых случаях удобно пользоваться специальными онлайн сервисами.
Чтобы не пропустить сроки продления и потом не сталкиваться со сложностями, держите на контроле период действия, ставьте себе напоминание. Также отслеживайте уведомления от налоговиков. Как правило, инспекция уведомляет компанию или ИП о планируемой дате окончания КЭП. А если вы задействуете услуги бухгалтерского обслуживания, то контролировать это еще проще – эксперты напомнят вам о необходимости продления и помогут в этом.
- Уварова Оксана Александровна
Генеральный директор «Дельта Консалтинг»
До истечения срока
Иногда приходится менять цифровую подпись внепланово. Такое может потребоваться, если потеряли или сломали ключ-носитель электронной информации. Также перевыпуск потребуется, если:
- Изменились реквизиты физлица, организации. Например, предприниматель поменял фамилию, фирма переехала работать в другой регион.
- Произошла компрометация. Такое бывает при хищении носителя, возникновении подозрения, к ключу получили доступ посторонние лица.
Во всех случаях нужно отозвать прежнюю подпись по заявлению. А после того, как аннулируют сертификат, выпустят новый.
Пошаговая инструкция по продлению
Как и регистрации ООО под ключ происходит по определенной схеме, так есть особый алгоритм действий и при перевыпуске ключа. Пролонгация происходит только налоговыми органами – это можно сделать лично при посещении или дистанционно.
Чтобы самостоятельно продлить ЦП через налоговую, воспользуйтесь личным кабинетом на официальном сайте. Для этого:
Полученный сертификат новой подписи формируется на том же носителе.
Можно не пользоваться сайтом, а посетить налоговую инспекцию лично. Алгоритм действий немного другой. Потребуются ваши документы – паспорт, токен, СНИЛС. Непосредственно в инспекции специалист примет заявление, а подпись будет продлена.
Как правило, продление в обоих случаях занимает несколько минут и не требует от заявителя каких-то особенных действий.
Продлить ЭЦП для юридического лица или предпринимателя также можно и через доверенного представителя, которого вы уполномочите по доверенности на действия в налоговой инспекции.
При окончании срока действия сертификата пролонгировать его не получится. Законом предусмотрено только оформление нового.
Если вам необходимо перевыпустить или получить новую цифровую подпись, возникли иные вопросы, обратитесь к нашим экспертам для бесплатной консультации. Ждем вас по адресу: город Москва, Рязанский проспект, дом 10, стр 18. Офис расположен в БЦ Хамелеон, 3 этаж, офис 3.8. также вопросы можно задать по телефону. Обращайтесь. Мы знаем все о бизнесе, ведении бухгалтерского и налогового учета, строго действуем в рамках актуального законодательства и обеспечиваем надежность сотрудничества.